Здравствуй, пятый класс

 

муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

редняя общеобразовательная школа № 5"

Здравствуй, пятый класс

 

 

Начало обучения в среднем звене – важный этап школьной жизни. Это явно обозначенный период «взросления», принятия ответственности за свои учебные достижения. Переход в пятый класс даёт возможность обновить свои впечатления о школе, своей роли (позиции) ученика, построить новые отношения к обучению, наукам, самому себе… Это период НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, и использовать его хочется как можно полнее! И вновь, как на других переходных этапах, родители могут помочь своим детям обогатить и развить свои возможности и способности, успешно встроиться в новое учебное пространство средней школы и наполнить содержание школьной жизни продуктивно и позитивно.

Для более эффективной поддержки своего ребёнка необходима некоторая информация:

 

Психологические особенности переходного периода учащихся из начальной школы в 5 класс

Подросток - Адаптация в 5 классе

Общая характеристика возраста (младший подросток)

Подростковый возраст – возрастной этап, находящийся между детством и юностью, охватывает период с 10 – 11 лет до 13 – 14 лет.

 

Характеризуется рядом специфических черт, таких как:

-Появление чувства взрослости.

-Ведущее личностное новообразование – становление нового уровня самосознания. «Я – концепции» (образ себя).

-Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность, реализовать потребность в освобождении от опеки и контроля.

-Постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.

-Потребность в постоянной поддержке и принятии.

-Время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической.

 

Особенности поведения младшего подростка:

Симптомы, которые являются нормой для развития:

•Проявление симптомов кризиса зависит от ситуации, поведение достаточно гибко;

•Относительно большой спектр форм поведения и эмоциональных состояний;

•Симптомы кризиса наблюдаются время от времени, в виде кратковременных «вспышек»;

•Поведение и эмоции относительно легко поддаются коррекции;

 

Адаптационный период в 5 классе

Новые условия обучения и воспитания:

- Разные кабинеты.

- Новые классный руководитель и учителя – предметники.

- Разные требования, стили и методики обучения на уроках.

- Неопределённость статуса и отношений.

- Чувство одиночества/неуверенности из-за отсутствия первой учительницы.

- Новые правила и нормы поведения.

- Большой поток информации, часто разнородной.

 

Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:

•Имеют достаточный уровень интеллектуального развития;

•Умеют работать самостоятельно;

•Умеют планировать свои действия;

•Умеют контролировать свои действия и оценивать результат своей работы;

•Умеют строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

•Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;

•Кто не делает трагедии из школьной оценки.

 

Основные задачи в период адаптации к 5 классу:

• Формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития, способного справиться с предлагаемыми заданиями и ситуациями;

• Формирование умения учиться в новых условиях - гибкость;

• Развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов;

• Формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

• Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других, анализировать причины;

• Развитие ответственности и самостоятельности.

• Развитие умения регулировать и контролировать эмоции и чувства.

• Развитие эмпатии.

 

Адаптационный период

Желания и ожидания детей: хорошо учиться, радовать своими успехами взрослых, ждут в новых условиях более интересной школьной жизни и новых положительных впечатлений.

 

Новые условия влияют на изменения в поведении и психике ребёнка (в первое время):

• Возрастает тревожность;

• Снижается работоспособность;

• Повышается робость или напортив «развязность»;

• Проявляется неорганизованность и забывчивость;

• Заболевания носят психосоматический характер;

• Появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей.

Причины трудностей в обучении:

• Недостатки учебной подготовки при нормальном и даже хорошем уровне развития мышления и других познавательных процессов:

- значительные пробелы в знаниях;

– несформированность общеучебных и специальных учебных умений и навыков.

• Преимущественно эмоциональное отношение к учебному предмету. Слишком сильные и слишком длительные как позитивные, так и отрицательные эмоции могут вызывать:

–эмоциональную усталость;

–раздражительность;

–капризность;

–скандалы и плачь и т.д.

• Несформированность необходимых мыслительных действий и операций – анализа и синтеза, плохого речевого развития, недостатки внимания и памяти:

• Формализм в усвоении знаний

Причины трудностей в обучении так же могут быть связаны:

• Неуспеваемость так же может быть связана с особенностями учебной мотивации (мотив достижения успеха и мотив избегания неудач) и особенно её несформированности;

• Слабой произвольностью поведения и деятельности – нежеланием, невозможностью заставить себя постоянно (систематически) заниматься.

Причины и следствие неполной адаптации

Причины:

•Продолжительная неуспеваемость или её снижение,

•невозможность соответствовать прежним результатам и требованиям родителей в системе оценок,

•проблемы в сфере общения, недовольство своим положением в коллективе сверстников,

•неудовлетворённость потребностей и желаний и т.д.

Следствие (нарушения в личностной и функциональной сферах):

•Низкая или напротив защитно-высокая самооценка;

•Прямая или косвенная оборонительно – защитная агрессия;

•Чувство беспомощности и обиды;

•Формируется мотив избегания неудач;

•Расстроенность нервных процессов (частые заболевания, «школьный» невроз);

•Повышенная возбудимость и импульсивность или напротив инертность, закрытость;

•Формирование чувства неполноценности.

•Проявление асоциальных форм поведения (демонстративность, закрытость, агрессия, импульсивность, раздражительность, обидчивость нарушение правил поведения или полное их игнорирование и т.д.)

Рекомендации родителям в период адаптации к 5 классу.

•Ответственно относиться к здоровью ребёнка!

•Проявлять искренний интерес к школьным делам ребёнка (постоянно, а не эпизодически).

•Поддерживать неформальное общение в доброжелательной обстановке.

•Не требовать в первое время от ребёнка прежних результатов.

•Не наказывать и не унижать достоинства ребёнка ни словесно, ни физически – учитесь договариваться!

•Не сравнивать и не ругать ребёнка в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников.

•Не применять таких мер наказания, которые препятствуют формированию положительных эмоций и чувства удовольствия.

•Учитывать особенности темперамента и генетически заложенных особенностей.

•Учить самостоятельности и самоконтролю постепенно.

•Поддерживать своего ребёнка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях.

•Проявлять терпение, выдержку, принимать своих детей безусловно, любить их не за отметки

Яндекс Реклама на Яндексе Помощь Спрятать
Яндекс.Словари

Яндекс Реклама на Яндексе Помощь Показать Закрыть
Яндекс.Словари

Яндекс Реклама на Яндексе Помощь Показать Закрыть
Яндекс.Словари

 Версия для слабовидящих
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»