Общая характеристика возраста (младший подросток)
Подростковый возраст – возрастной этап, находящийся между детством и юностью, охватывает период с 10 – 11 лет до 13 – 14 лет.
Характеризуется рядом специфических черт, таких как:
-Появление чувства взрослости.
-Ведущее личностное новообразование – становление нового уровня самосознания. «Я – концепции» (образ себя).
-Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность, реализовать потребность в освобождении от опеки и контроля.
-Постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.
-Потребность в постоянной поддержке и принятии.
-Время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической.
Особенности поведения младшего подростка:
Симптомы, которые являются нормой для развития:
•Проявление симптомов кризиса зависит от ситуации, поведение достаточно гибко;
•Относительно большой спектр форм поведения и эмоциональных состояний;
•Симптомы кризиса наблюдаются время от времени, в виде кратковременных «вспышек»;
•Поведение и эмоции относительно легко поддаются коррекции;
Адаптационный период в 5 классе
Новые условия обучения и воспитания:
- Разные кабинеты.
- Новые классный руководитель и учителя – предметники.
- Разные требования, стили и методики обучения на уроках.
- Неопределённость статуса и отношений.
- Чувство одиночества/неуверенности из-за отсутствия первой учительницы.
- Новые правила и нормы поведения.
- Большой поток информации, часто разнородной.
Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:
•Имеют достаточный уровень интеллектуального развития;
•Умеют работать самостоятельно;
•Умеют планировать свои действия;
•Умеют контролировать свои действия и оценивать результат своей работы;
•Умеют строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
•Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;
•Кто не делает трагедии из школьной оценки.
Основные задачи в период адаптации к 5 классу:
• Формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития, способного справиться с предлагаемыми заданиями и ситуациями;
• Формирование умения учиться в новых условиях - гибкость;
• Развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов;
• Формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
• Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других, анализировать причины;
• Развитие ответственности и самостоятельности.
• Развитие умения регулировать и контролировать эмоции и чувства.
• Развитие эмпатии.
Адаптационный период
Желания и ожидания детей: хорошо учиться, радовать своими успехами взрослых, ждут в новых условиях более интересной школьной жизни и новых положительных впечатлений.
Новые условия влияют на изменения в поведении и психике ребёнка (в первое время):
• Возрастает тревожность;
• Снижается работоспособность;
• Повышается робость или напортив «развязность»;
• Проявляется неорганизованность и забывчивость;
• Заболевания носят психосоматический характер;
• Появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей.
Причины трудностей в обучении:
• Недостатки учебной подготовки при нормальном и даже хорошем уровне развития мышления и других познавательных процессов:
- значительные пробелы в знаниях;
– несформированность общеучебных и специальных учебных умений и навыков.
• Преимущественно эмоциональное отношение к учебному предмету. Слишком сильные и слишком длительные как позитивные, так и отрицательные эмоции могут вызывать:
–эмоциональную усталость;
–раздражительность;
–капризность;
–скандалы и плачь и т.д.
• Несформированность необходимых мыслительных действий и операций – анализа и синтеза, плохого речевого развития, недостатки внимания и памяти:
• Формализм в усвоении знаний
Причины трудностей в обучении так же могут быть связаны:
• Неуспеваемость так же может быть связана с особенностями учебной мотивации (мотив достижения успеха и мотив избегания неудач) и особенно её несформированности;
• Слабой произвольностью поведения и деятельности – нежеланием, невозможностью заставить себя постоянно (систематически) заниматься.
Причины и следствие неполной адаптации
Причины:
•Продолжительная неуспеваемость или её снижение,
•невозможность соответствовать прежним результатам и требованиям родителей в системе оценок,
•проблемы в сфере общения, недовольство своим положением в коллективе сверстников,
•неудовлетворённость потребностей и желаний и т.д.
Следствие (нарушения в личностной и функциональной сферах):
•Низкая или напротив защитно-высокая самооценка;
•Прямая или косвенная оборонительно – защитная агрессия;
•Чувство беспомощности и обиды;
•Формируется мотив избегания неудач;
•Расстроенность нервных процессов (частые заболевания, «школьный» невроз);
•Повышенная возбудимость и импульсивность или напротив инертность, закрытость;
•Формирование чувства неполноценности.
•Проявление асоциальных форм поведения (демонстративность, закрытость, агрессия, импульсивность, раздражительность, обидчивость нарушение правил поведения или полное их игнорирование и т.д.)
Рекомендации родителям в период адаптации к 5 классу.
•Ответственно относиться к здоровью ребёнка!
•Проявлять искренний интерес к школьным делам ребёнка (постоянно, а не эпизодически).
•Поддерживать неформальное общение в доброжелательной обстановке.
•Не требовать в первое время от ребёнка прежних результатов.
•Не наказывать и не унижать достоинства ребёнка ни словесно, ни физически – учитесь договариваться!
•Не сравнивать и не ругать ребёнка в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников.
•Не применять таких мер наказания, которые препятствуют формированию положительных эмоций и чувства удовольствия.
•Учитывать особенности темперамента и генетически заложенных особенностей.
•Учить самостоятельности и самоконтролю постепенно.
•Поддерживать своего ребёнка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях.
•Проявлять терпение, выдержку, принимать своих детей безусловно, любить их не за отметки |