Нормативно - правовая база
Основы религиозных культур и светской этики
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) реализуется в 4-х классах общеобразовательных организаций во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) и Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р.
В рамках данного учебного предмета по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются модули: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Этапы реализации курса
С 2009 года были реализованы мероприятия по тематике ОРКСЭ (С 2009 года реализация курса ОРКСЭ осуществлялась в три этапа):
1 этап – 2009-2011 гг. Апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 21 субъекте Российской Федерации.
2 этап – 2011-2014 гг. Внедрение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» во всех субъектах Российской Федерации с системой поддержки и сопровождения, построенной на основе информационно-коммуникационных технологий посредством федерального Internet-порталаhttp://orkce.org, осуществляющего организационно-методическое и информационное обеспечение введения курса ОРКСЭ. Внедрение комплексного учебного курса ОРКСЭ сопровождалось также его нормативно-правовым обеспечением и поддержкой.
3 этап – 2014-2015 гг. Сопровождение реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации с учетом разработанной ранее системы поддержки и сопровождения, построенной на основе информационно коммуникационных технологий.
Третий этап реализации курса ОРКСЭ предполагает осуществление координационной деятельности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и иными субъектами системы образования в части:
· осуществления осознанного выбора родителями (законными представителями) обучающихся модулей курса ОРКСЭ;
· осуществления эффективного обеспечения изучения курса ОРКСЭ (организационного, материально-технического и кадрового);
· проведения мероприятий по изучению качества преподавания во всех государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Российской Федерации.
Проведение координационных работ на третьем этапе сопровождения комплексного учебного курса ОРКСЭ должно способствовать его преподаванию в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального основного общего образования (далее – ФГОС НОО) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Выбор модуля
С 2012 г. исключительное право на выбор родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся закреплено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, вступившего в силу с 1 сентября 2013 г.)
Выбор модуля учебного курса ОРКСЭ определяется персонально родителями (законными представителями) и оформляется заявлениями в письменной форме. Для обеспечения свободного, добровольного, информированного выбора модуля курса ОРКСЭ родителями (законными представителями) учащихся 3-х классов в каждом субъекте РФ проводятся мероприятия, включающие в себя информирование, консультирование, проведение ежегодных родительских собраний по выбору модуля.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» реализация предметной области (комплексного курса) ОРКСЭ должна осуществляется также с привлечением религиозных организаций, участвующих в реализации ОРКСЭ, к учебно-методическому обеспечению соответствующих модулей ОРКСЭ.
Положительные эффекты
Курс ОРКСЭ способен сконцентрировать весь опыт системы воспитательной работы образовательных организаций, направленный: на воспитание патриотизма, любви к своей малой родине, к ее людям, их труду; усвоение нравственных ценностей; развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважения к другим культурам.
Ценность данного курса в том, что он способен «присоединить» к школе семью, т.к. осмысление обучающимися разных категорий, заложенных в содержании курса, немыслимо без участия родителей. Все это консолидирует усилие всех участников образовательного процесса и делает его более эффективным.
Преподавание данного курса ведет к достижению обучающимися метапредметных и личностных результатов. Осваиваемые ими в рамках изучения этого курса способы деятельности оказываются востребованными и полезными при обучении в основной школе.