муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

редняя общеобразовательная школа № 5"

Здравствуй, пятый класс

 

 

Начало обучения в среднем звене – важный этап школьной жизни. Это явно обозначенный период «взросления», принятия ответственности за свои учебные достижения. Переход в пятый класс даёт возможность обновить свои впечатления о школе, своей роли (позиции) ученика, построить новые отношения к обучению, наукам, самому себе… Это период НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, и использовать его хочется как можно полнее! И вновь, как на других переходных этапах, родители могут помочь своим детям обогатить и развить свои возможности и способности, успешно встроиться в новое учебное пространство средней школы и наполнить содержание школьной жизни продуктивно и позитивно.

Для более эффективной поддержки своего ребёнка необходима некоторая информация:

 

Психологические особенности переходного периода учащихся из начальной школы в 5 класс

Подросток - Адаптация в 5 классе

Общая характеристика возраста (младший подросток)

Подростковый возраст – возрастной этап, находящийся между детством и юностью, охватывает период с 10 – 11 лет до 13 – 14 лет.

 

Характеризуется рядом специфических черт, таких как:

-Появление чувства взрослости.

-Ведущее личностное новообразование – становление нового уровня самосознания. «Я – концепции» (образ себя).

-Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность, реализовать потребность в освобождении от опеки и контроля.

-Постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.

-Потребность в постоянной поддержке и принятии.

-Время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической.

 

Особенности поведения младшего подростка:

Симптомы, которые являются нормой для развития:

•Проявление симптомов кризиса зависит от ситуации, поведение достаточно гибко;

•Относительно большой спектр форм поведения и эмоциональных состояний;

•Симптомы кризиса наблюдаются время от времени, в виде кратковременных «вспышек»;

•Поведение и эмоции относительно легко поддаются коррекции;

 

Адаптационный период в 5 классе

Новые условия обучения и воспитания:

- Разные кабинеты.

- Новые классный руководитель и учителя – предметники.

- Разные требования, стили и методики обучения на уроках.

- Неопределённость статуса и отношений.

- Чувство одиночества/неуверенности из-за отсутствия первой учительницы.

- Новые правила и нормы поведения.

- Большой поток информации, часто разнородной.

 

Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:

•Имеют достаточный уровень интеллектуального развития;

•Умеют работать самостоятельно;

•Умеют планировать свои действия;

•Умеют контролировать свои действия и оценивать результат своей работы;

•Умеют строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

•Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;

•Кто не делает трагедии из школьной оценки.

 

Основные задачи в период адаптации к 5 классу:

• Формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития, способного справиться с предлагаемыми заданиями и ситуациями;

• Формирование умения учиться в новых условиях - гибкость;

• Развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов;

• Формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

• Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других, анализировать причины;

• Развитие ответственности и самостоятельности.

• Развитие умения регулировать и контролировать эмоции и чувства.

• Развитие эмпатии.

 

Адаптационный период

Желания и ожидания детей: хорошо учиться, радовать своими успехами взрослых, ждут в новых условиях более интересной школьной жизни и новых положительных впечатлений.

 

Новые условия влияют на изменения в поведении и психике ребёнка (в первое время):

• Возрастает тревожность;

• Снижается работоспособность;

• Повышается робость или напортив «развязность»;

• Проявляется неорганизованность и забывчивость;

• Заболевания носят психосоматический характер;

• Появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей.

Причины трудностей в обучении:

• Недостатки учебной подготовки при нормальном и даже хорошем уровне развития мышления и других познавательных процессов:

- значительные пробелы в знаниях;

– несформированность общеучебных и специальных учебных умений и навыков.

• Преимущественно эмоциональное отношение к учебному предмету. Слишком сильные и слишком длительные как позитивные, так и отрицательные эмоции могут вызывать:

–эмоциональную усталость;

–раздражительность;

–капризность;

–скандалы и плачь и т.д.

• Несформированность необходимых мыслительных действий и операций – анализа и синтеза, плохого речевого развития, недостатки внимания и памяти:

• Формализм в усвоении знаний

Причины трудностей в обучении так же могут быть связаны:

• Неуспеваемость так же может быть связана с особенностями учебной мотивации (мотив достижения успеха и мотив избегания неудач) и особенно её несформированности;

• Слабой произвольностью поведения и деятельности – нежеланием, невозможностью заставить себя постоянно (систематически) заниматься.

Причины и следствие неполной адаптации

Причины:

•Продолжительная неуспеваемость или её снижение,

•невозможность соответствовать прежним результатам и требованиям родителей в системе оценок,

•проблемы в сфере общения, недовольство своим положением в коллективе сверстников,

•неудовлетворённость потребностей и желаний и т.д.

Следствие (нарушения в личностной и функциональной сферах):

•Низкая или напротив защитно-высокая самооценка;

•Прямая или косвенная оборонительно – защитная агрессия;

•Чувство беспомощности и обиды;

•Формируется мотив избегания неудач;

•Расстроенность нервных процессов (частые заболевания, «школьный» невроз);

•Повышенная возбудимость и импульсивность или напротив инертность, закрытость;

•Формирование чувства неполноценности.

•Проявление асоциальных форм поведения (демонстративность, закрытость, агрессия, импульсивность, раздражительность, обидчивость нарушение правил поведения или полное их игнорирование и т.д.)

Рекомендации родителям в период адаптации к 5 классу.

•Ответственно относиться к здоровью ребёнка!

•Проявлять искренний интерес к школьным делам ребёнка (постоянно, а не эпизодически).

•Поддерживать неформальное общение в доброжелательной обстановке.

•Не требовать в первое время от ребёнка прежних результатов.

•Не наказывать и не унижать достоинства ребёнка ни словесно, ни физически – учитесь договариваться!

•Не сравнивать и не ругать ребёнка в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников.

•Не применять таких мер наказания, которые препятствуют формированию положительных эмоций и чувства удовольствия.

•Учитывать особенности темперамента и генетически заложенных особенностей.

•Учить самостоятельности и самоконтролю постепенно.

•Поддерживать своего ребёнка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях.

•Проявлять терпение, выдержку, принимать своих детей безусловно, любить их не за отметки

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"