муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

редняя общеобразовательная школа № 5"

Школьникам от психолога – об учёбе и о жизни

 

Школьникам от психолога

Как планировать свою деятельность

 

- Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель предстоящей деятельности.

 

- Подумай и хорошо осознай, почему ты это будешь делать, что тебя толкает сделать это, для чего это нужно.

 

- Оцени и проанализируй возможные пути достижения цели. Постарайся учесть все варианты.

 

- Выбери наилучший вариант, взвесив все условия. Обычно самый очевидный вариант не является самым лучшим.

 

- Наметь промежуточные этапы предстоящей работы, хотя бы примерно определи время для каждого этапа.

 

- Во время реализации плана постоянно контролируй себя и свою деятельность. Корректируй работу с учетом получаемых результатов, то есть осуществляй и спользуй обратную связь.

 

- По окончании работы проанализируй ее результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки, чтобы избежать их в будущем.

Как воспитывать волю

 

- Наблюдай за собой в течение какого-то времени. Четко определи, от каких привычек или черт характера ты хочешь избавиться или изменить их. Это твоя Цель.

 

- "Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть", - писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать.

 

- Избавляйся от недостатков путем их замены достоинствами. Готовясь к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но помни слова Лафонтена: "Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе".

 

- Умей и отступать при необходимости или на время. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе.

 

- Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями.

Несколько полезных установок в общении

    -Никогда не спеши делать категорических выводов по первому впечатлению, особенно избегай негативных оценок.

    -Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и неповторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.

    -Мы часто обижаемся на людей или не довольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить.

    -Помни о том, что любой человек в своей сути имеет уникальную способность к изменению.

    -Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.

    -Научись принимать любого человека целиком, таким, каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

    -Как говорил Дейл Карнеги, если хочешь переделать людей, начни с себя – это и полезней, и безопасней.

Как решать мысленные задачи

    -Четко осознай условия задачи. Точно определи границы того, что тебе известно. Чаще всего ошибки решения коренятся в неправомерном сужении рамок условия.

    -Переформулируй вопрос задачи. Как он может звучать по-другому?

    -Уясни, какой именно информации тебе не хватает для ответа на вопрос задачи. Подумай, как можно найти эту информацию.

    -В творческих задачах наиболее очевидный способ решения обычно не бывает лучшим. Не спеши.

    -Попробуй взглянуть на задачу по-новому. Анализируя свои неудачные подходы к решению, ответь себе: не шаблонны ли эти подходы? в чем их стереотипность: почему они не годятся?

    -Используй свое подсознание. Если ты долго ломал голову над задачей, погрузился в нее, но безуспешно, отвлекись от задачи, не думай о ней какое-то время, займись чем-нибудь другим. Твое подсознание само будет работать над проблемой и, возможно, выдаст наилучший результат.

Как развивать свой ум

     -Помни: ум не сводится к памяти, скорости мышления, объему знаний. Ум включает в себя различные свойства личности. Мыслит не мозг, а человек посредством мозга.

     -Немногие умы гибнут от износа, в основном они ржавеют от неполного употребления. Пользуясь любой возможностью включить свой мозг в работу. Перегрузить его почти невозможно.

     -Упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную скорость мышления. Низкий уровень интеллекта – это не клеймо на человеке.

     -Анализируй! Себя, других людей, поступки, ситуации, явления. Все время ставь перед собой вопросы: почему? как? а могло быть иначе? в чем причины? каковы возможные последствия? И отвечай на них, делай выводы.

     -Относись самокритично к своему уму и доброжелательно к умственной деятельности других. Осознавай границы своих знаний, своей компетентности, но не принижай свои возможности.

     -Одно из самых главных достоинств ума – способность к сосредоточению внимания. Учись концентрировать свое внимание на необходимом предмете, отключаясь от всего постороннего. Тренируйся постоянно!

     -"Не позволяй твоему языку опережать твою мысль", - советовал древнегреческий философ Хилон. А Шекспир говорил: "Где мало слов, там вес они имеют".

Девять заповедей Мнемозины (Мнемозина – богиня памяти)

     -Внимание – резец памяти: чем она острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности в новых знаниях, тем лучше запомнится.

     -Приступая к запоминанию, поставь перед собой цель – запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания.

     -Откажись от зубрежки и используй смысловое запоминание:

        1) пойми;

        2) установи логическую последовательность;

        3) разбей материал на части и найди в каждой "ключевую фразу" или "опорный пункт".

     -Знай об эффекте Зейгарник: если решение какой-либо задачи прервано, то она запомнится лучше по сравнению с задачами, благополучно решенными.

     -Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести информацию , чем пять раз читать без воспроизведения.

     -Начинай повторять материал по "горячим следам", лучше перед сном и с утра.

     -Учитывай "правило края": обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина "выпадает".

     -Настоящая мать учения не повторение, а применение.

     -Иногда используй мнемотехнику – искусственные приемы запоминания. Например, бессмысленные слоги "ри-ка-ку-по-лу-ша" можно запомнить, связав их в искусственное предложение "Присказку послушай".

Как совершенствовать свои способности

       -Прислушивайся к своему внутреннему голосу, к своим желаниям и интересам. Не бойся подражать кому-то – ты все равно останешься первопроходцем своей судьбы.

      -Раннее самоопределение конечно дает выигрыш во времени, но не надо опасаться потерять время на поиски того, в чем ты по-настоящему одарен. Из тысячи американцев-современников, которых соотечественники считают выдающимися людьми, меняли свою профессию 160 человек, в том числе 37% - дважды, а 20% - свыше двух раз.

     -Эмиль Золя, великий французский писатель, по утрам привязывал себя к стулу, так что хочешь или не хочешь – пиши. У всех гениев есть только одна общая черта – огромное трудолюбие.

     -Гете сказал: "Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет". Но ограничение не должно оборачиваться ограниченностью. Необходимой предпосылкой для настоящего овладения одной сферой деятельности является разнообразие знаний и интересов.

     -Если у тебя нет способностей к чему-то, но есть большое желание именно этой областью заниматься – это не трагедия. В психологии известен эффект замещения: другие личностные черты смогут компенсировать недостающие компоненты способностей.

Как пользоваться своим воображением

      -Воображение – сильное оружие против многих собственных проблем. Но этим оружием можно и пораниться самому. Учитесь не следовать за этим воображением, а управлять им.

      -Откажись от привычки давать воображению полную свободу: не воображение управляет тобой, а ты – воображением!

      -Иногда нам бывает нужно избавиться от навязчивого образа нашей фантазии или памяти. Но стараться не представлять конкретный образ, не думать о нем – все равно что тушить костер керосином. Нужно не бороться с определенным образом, а думать о другом.

      -Богатое, яркое, сочное воображение нам необходимо в жизни. Тренируй способность целенаправленно вызывать четкий зрительный образ, например, так: посмотри на стакан с водой, закрой глаза и воспроизведи как можно точнее этот образ, снова открой глаза, корректируй образ вплоть до совпадения с конкретным восприятием.

     -Бывая на природе, у речки, в лесу, запоминай обстановку и чувство отдыха. Дома, когда устанешь, сядь, в кресло, закрой глаза и представь на несколько минут этот образ речки, леса и свое ощущение покоя и блаженства на природе. Ты отлично отдохнешь.

Как управлять своими эмоциями

      -Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, "все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся".

      -Джонатан Свифт сказал: "Отдаваться гневу – часто все равно, что мстить самому себе за вину другого". Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.

      -Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: "Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы".

      -Не пытайся просто подавить в себе эмоции, Подавленные чувства все равно выльются наружу тем или иным способом или могут стать причиной заболевания. Лучше "отыграй" эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.

      -Если у тебя возникли чувства раздражения или разозленности, не борись с ними, а попытайся "отделить" их от себя. Понаблюдай за их протеканием «со стороны» (как фильм на экране), найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.

      -В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении, избегание «проблемной» темы. Но высказываться нужно корректно! Выражение своих чувств и оскорбление- совершенно разные вещи.

Как произвести первое положительное впечатление

    -Оденьтесь так, чтобы отвечать ожиданиям другого человека. Оденьте то, что, по мнению другого человека, будет подходящим для ситуации.

    -Увидя человека, улыбнитесь. Улыбнитесь именно этому человеку.

    -Установите и поддерживайте контакт глазами. Пока кто-нибудь говорит, смотрите на человека, не вниз и не в сторону, но не переиграйте, не надо смотреть не отрываясь. Поздоровайтесь первым и протяните руку.

     -Рукопожатие должно быть крепким, но умеренно.

     -Искренне приветствуйте входящего. Лучшая форма приветствия "Рад тебя (Вас) видеть", чем "Как дела?"

     -Называйте вошедшего по имени. Произносите его уверенно и твердо. Будьте уверены в том, что произносите имя правильно.

     -Не говорите слишком тихо или слишком громко. Если говорить тихо, то приходится напрягать слух, чтобы услышать вас. С другой стороны, возможно, некоторые могут считать громкость грубостью.

     -Узнайте все, что возможно о человеке и его интересах. Используйте свои знания во время беседы.

     -Изучите основные правила этикета учтивости. Не перебивайте другого.

     -Постарайтесь больше слушать, а не говорить! Вы будете выглядеть интеллигентным, уважающим и заботливым. Однако, если собеседник –     хороший слушатель и хочет вас выслушать, познакомиться с вашим мнением – вас ждёт богатое полноценное общение!

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"